МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "МАГАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
Магар
  • Внеурочная деятельность

    Отличия урочной и внеурочной деятельности

    Важно не путать направления внеурочной деятельности и урочную работу — простое копирование традиционных форматов работы не даст впечатляющих результатов.

    В чем основные отличия внеурочных занятий от урочных:

    1. Содержание занятий не следует общим программам обучения — сначала учитываются особенности детей и их семей, и только потом формируется план курса.
    2. Посещение внеурочных занятий — дело добровольное, так как это дополнительное образование. Важна заинтересованность и активность ребенка.
    3. Занятия проходят в неформальной обстановке, а педагог выступает партнером детей, активно направляет их в нужное русло. Для этого учитель должен обладать высоким уровнем профессионализма и даром убеждения.
    4. Ученики могут переходить из одной группы в другую, подбирая для себя оптимальные занятия по возрасту участников и по тематике.
    5. Внеурочный формат позволяет осуществлять объединение детей в группы по разным признакам: например, разного возраста, имеющих отклонения, с физическими недостатками, одаренных, склонных к девиации.
    6. Время занятий не пересекается с основными уроками, чаще всего они проходят после них.
    7. Внеурочное обучение не ограничивается пространством учебного класса — педагог может планировать занятия на прогулках, в библиотеке, актовом зале, в различных местах, где дети получают новые знания и интеллектуально-культурные достижения.
    8. Количество занятий не является четко регламентированным и зависит от потребностей детей.
    9. Реализация внеурочных форматов дает широкие возможности для организации совместной деятельности взрослых и детей и развития у них партнерских взаимоотношений.
    10. На внеурочных занятиях нет домашней работы.

    О чем речь? Внеурочная деятельность по новым ФГОС – мероприятия, направленные на всестороннее развитие школьников. Они проводятся в формате, отличающемся от обычных уроков. К такой работе относятся экскурсии, концерты, акции.

    На что обратить внимание? Внеурочная деятельность должна быть воспитательной, ее планированием каждая школа занимается отдельно. В процессе участвуют как педагоги, так и руководящий состав учебного заведения, а также психологи, библиотекари.

    Суть внеурочной деятельности по новым ФГОС

    Под внеурочной деятельностью следует понимать организацию различных мероприятий, направленных на разностороннее развитие обучающихся: интеллектуальное, личностное, физическое, социальное, творческое, гражданско-патриотическое, общекультурное. Каждой школе необходимо создать специальные условия, в которых дети смогут проявить себя в том или ином направлении, а в случае возникновения трудностей в обучении и социализации получить необходимую помощь.

    Очень важно, чтобы проекты внеурочной деятельности по новым ФГОС были связаны с рабочей программой воспитания образовательной организации и имели воспитательную направленность.

    Для создания единого образовательного пространства на всех уровнях обучения рекомендуется выбрать одну из предложенных моделей внеурочной деятельности с преобладанием в ней определенного развивающего направления:

    • учебно-познавательная деятельность, где наиболее важна учебная работа по предметам и развитие функциональной грамотности;
    • создание комфортной образовательной среды, в приоритете поддержка каждого обучающегося со стороны педагогов;
    • формирование ученических сообществ, активизация их деятельности, организация и проведение воспитательных мероприятий.

    В образовательном учреждении в организации внеурочной деятельности в 2023-2024 гг. по новым ФГОС принимает активное участие весь педагогический коллектив: заместители директора, педагоги-организаторы, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, учителя-логопеды, библиотекари, воспитатели и т. д.

    Еще до внедрения нового ФГОС образовательной организации рекомендуется продиагностировать свою готовность к качественной реализации внеурочной работы.

    Распределение часов на внеурочную деятельность

    Для обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего и основного общего обучения в образовательной организации при формировании плана внеурочной деятельности по новым ФГОС следует предусмотреть часть, предназначенную для всех обучающихся:

    • 1 час в неделю (по понедельникам первым уроком) – информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном».
    • 1 час в неделю – формирование функциональной грамотности обучающихся (в том числе и финансовой).
    • 1 час в неделю – профориентационные занятия в соответствии с интересами и потребностями обучающихся (в том числе основы предпринимательства).

    Также в вариативную часть плана целесообразно включить часы внеурочной деятельности по новым ФГОС:

    • 3 часа в неделю – занятия, направленные на реализацию особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для углубленного изучения определенных учебных предметов, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения).
    • 2 часа в неделю – творческие и спортивные занятия, ориентированные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся (в том числе организация школьного театра и/или, музея, спортивный клуб, мероприятия в рамках реализации программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»).
    • 2 часа в неделю – обеспечение социальных интересов и потребностей обучающихся (в том числе деятельность в рамках Российского движения школьников, «Юнармии», реализации проекта «Россия – страна возможностей»).

    Принципы организации внеурочной деятельности

    При организации внеурочной работы обучающихся педагогам рекомендуется обратить внимание на следующие моменты.

    • Интерес. Очень важно помочь ребенку найти в учебном заведении именно «свою» внеурочную деятельность, соответствующую личным интересам. Увлекательные занятия способствуют укреплению контакта педагога с обучающимися, формированию позитивного отношения детей к школе, снижению риска проявления девиантного поведения и вовлечения школьников в асоциальные действия.
    • Сотрудничество. Внеурочная деятельность по новым ФГОС принесет больше пользы, если в ее организации будут принимать непосредственное участие сами обучающиеся – брать на себя ответственности за часть работы по формированию сначала несложных процессов, постепенно усложняя задачу. Предоставление такой возможности способствует взрослению детей, развитию навыков самоорганизации и самостоятельности.
    • Доверие. Установление доверительных и доброжелательных отношений педагога с обучающимися помогает ему стать для них значимым взрослым, сплотить вокруг себя ученический коллектив. Дети будут прислушиваться к учителю, выполнять просьбы, воспринимать его поведение и жизненные принципы как образец для подражания.
    • Отсутствие назиданий. Во время внеурочных занятий следует исключить любые наставления и поучения. Обучающийся не должен пассивно воспринимать информацию, важно, чтобы ребенок проявлял активность и инициативу, исследовал, аргументировал, отстаивал свою точку зрения, прислушивался к мнению других, делал выводы. Только в таких условиях может сформироваться его мировоззрение и собственная жизненная позиция.

    Модели организации внеурочной деятельности по ФГОС

    Педагоги часто задают вопрос о том, какой модели организации внеурочной деятельности по новым ФГОС отдать предпочтение.

    Выбор зависит, прежде всего, от кадровых и материально-технических ресурсов школы:

    • Оптимизационная модель. Основывается на эффективном использовании всех внутренних ресурсов школы. В ее реализации участвуют все педагогические работники образовательной организации: педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-библиотекарь, воспитатель, учителя-предметники и др. В этой системе классный руководитель выступает в роли координатора.
    • Модель «полного дня». Внеурочная деятельность реализуется преимущественно педагогами групп продленного дня.
    • Инновационно-образовательная модель. Внеурочная деятельность по новым ФГОС осуществляется на базе созданной в образовательном учреждении инновационной (экспериментальной) площадки федерального, регионального или муниципального уровней.
    • Модель дополнительного образования. Если школа не располагает достаточным кадровым ресурсом для реализации внеурочной деятельности, то на основании писем Минобрнауки от 12.05.2011 № 03-296, от 18.08.2017 № 09-1672 можно задействовать специалистов организаций дополнительного образования, а также привлекать родителей и социальных партнеров.

    В соответствии с ФГОС, часть основной общеобразовательной программы может быть реализована в том числе на базе организаций дополнительного обучения согласно ст. 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    • Сетевое взаимодействие. Если собственные возможности школы используются вместе с ресурсами сторонней организации, то такая модель называется сетевым взаимодействием с социальными партнерами. При подобной форме реализации образовательной программы внеурочной деятельности по новым ФГОС между взаимодействующими предприятиями заключается договор.

    Для реализации внеурочной деятельности по новым ФГОС можно использовать базовую модель, которая должна соответствовать целям, задачам, форме, содержанию и включать следующие элементы:

    • учебный план образовательной организации, а именно та его часть, где отражено формирование школьных научных обществ, проведение научных исследований, и т. д.;
    • дополнительные образовательные программы, разработанные для внутришкольной системы дополнительного обучения;
    • образовательные программы организаций дополнительного обучения детей, учреждений культуры и спорта;
    • планирование и организацию деятельности групп продленного дня;
    • классное руководство, проведение классных мероприятий (общественно полезные практики, соревнования, конкурсы, экскурсии, круглые столы, диспуты и т. д.);
    • деятельность иных педагогических работников в соответствии с их должностными обязанностями и квалификационными категориями: педагога-организатора, старшего вожатого, социального педагога, педагога-психолога, педагога-библиотекаря и т. д.;
    • инновационную (экспериментальную) деятельность, направленную на разработку, апробацию и внедрение новых обучающих программ, в том числе с учетом региональных особенностей.

    Программы внеурочной деятельности по новым ФГОС

    Внеурочная деятельность 2023-2024 гг. по новым ФГОС – это, как и ранее, важная часть учебно-воспитательного процесса. Помимо основных образовательных программ по всем школьным предметам, каждое учебное заведение должно разработать собственные проекты внеурочной работы, взяв за основу один из типовых, рекомендованных Министерством просвещения РФ.

    Программы НОО

    В начальной школе в соответствии с ФОП 2023-2024 г. могут быть организованы различные направления внеурочной деятельности по новым ФГОС:

    • изучение истории родного края;
    • патриотическое воспитание;
    • углубленное изучение русского языка;
    • развитие творческого потенциала;
    • формирование логического мышления.

    Педагогам начальной ступени школьного образования предложено на выбор 11 программ для организации внеурочной деятельности в 1-4 классах:

    Название программы

    Классы

    «Разговоры о важном»*

    1–11

    «Наша лаборатория: какие бывают вещества?»

    1–4

    «В мире русского языка»

    1–4

    «Наши истоки»

    1–4

    «Азбука денег»

    1–4

    «Основы логики и алгоритмики»

    1–4

    «Моя художественная практика»

    1–4

    «Музыкальный театр»*

    1–9

    «Хоровое пение»*

    1–8

    «Фольклорный ансамбль»

    1–4

    «Орлята России»

    1–4

    * Данные программы рассчитаны на реализацию не только в младшей школе. Эти направления внеурочной деятельности по новым ФГОС могут быть продолжены на следующих образовательных ступенях обучения.

    В 2023-2024 учебном году не менее актуальна программа внеурочной работы «Орлята России». Данный курс основывается на социальной деятельности школьников и разделен на отдельные блоки, в рамках которых учащиеся младших классов знакомятся с различными правилами школьной и внешкольной жизни, принимают активное участие в интересных проектах, выполняют коллективные творческие задания.

    Программы ООО

    В основной школе для организации внеурочной деятельности в 2023-2024 учебном году по новым ФГОС можно выбрать любые из 12 программ:

    Название программы

    Классы

    «Разговоры о важном»*

    1–11

    «Билет в будущее»*

    5–11

    «Основы программирования»

    5-6

    «Экологический образ жизни»

    5–7

    «Проектно-исследовательская деятельность: гуманитарное направление»

    5–9

    «Основы программирования Python»

    7–9

    «Профориентация»

    8-9

    «Музыкальный театр»

    1–9

    «Хоровое пение»

    1–8

    «Умей вести за собой»

    5-6

    «Изучаем виды спорта»

    6-7

    «Мир визуально-пространственных искусств»

    5–8

    Разнообразие выбора позволяет планировать внеурочную деятельность в соответствии с рабочей программой образовательной организации, акцентируя внимание на определенных компонентах: патриотическом воспитании, развитии творческих способностей или углубленном изучении отдельных предметов.

    Программы СОО

    В старших классах можно продолжить реализацию программ, которые начали осваивать в начальной или средней школе: «Разговоры о важном», «Билет в будущее» и др. Также можно выбрать другой курс, рекомендованный Минобрнауки РФ:

    Название программы

    Классы

    «Разговоры о важном»

    1–11

    «Билет в будущее»

    5–11

    «Россия – моя история»

    10-11

    «Мой край в истории Отечества»

    10-11

    «Начальная военная подготовка»

    10-11

    «Первая помощь, основы оказания первой помощи, основы ухода за больными»

    10-11

    «Международная журналистика»

    10-11

    «Современные агробиотехнологии»

    10-11

    Программа «Разговор о важном»

    Из широкого перечня направлений и программ внеурочной деятельности по новым ФГОС особо следует выделить курс «Разговор о важном», который сегодня является самым востребованным и популярным.

    Педагоги различных образовательных учреждений чаще всего отдают предпочтение данному курсу, так как он имеет ряд очевидных преимуществ:

    • универсальность (рассчитан на реализацию с первого по одиннадцатый классы);
    • содержательность пояснительной записки (приведен весь перечень документов, составляющих нормативно-правовую базу рабочей программы);
    • примерное календарно-тематическое планирование значительно упрощает задачу педагога;
    • оптимальная нагрузка – 36 часов в год (одно занятие в неделю по понедельникам первым уроком);
    • четкая структура занятий;
    • разнообразие форм работы обучающихся;
    • качественное методическое обеспечение (для каждого урока разработана интересная презентация);
    • четко определены результаты обучения.

    Программа «Билет в будущее»

    В образовательных организациях нашей страны эта программа внеурочной деятельности по новым ФГОС является довольно распространенной.

    Данный курс объединяет два важных компонента: патриотический и профориентационный. Ее неоспоримые преимущества:

    • универсальность (программа рассчитана на реализацию с пятого по одиннадцатый классы);
    • метапредметность;
    • возможность дополнения региональным компонентом;
    • примерное календарно-тематическое планирование значительно упрощает задачу педагога;
    • качественное методическое обеспечение (для каждого урока предусмотрена презентация или видеоматериалы);
    • четко определены личностные и метапредметные результаты освоения курса.

    Часто задаваемые вопросы о внеурочной деятельности по ФГОС

    Отвечаем на популярные вопросы.

    Зачем нужна внеурочная деятельность?

    Внеурочная деятельность по новым ФГОС осуществляется в формах, отличающихся от занятий учебной программы, и направлена на достижение запланированных результатов освоения основной образовательной программы: метапредметных, предметных, личностных. Такие занятия со школьниками необходимы для обеспечения их индивидуальных потребностей.

    Каким формам внеурочной работы лучше отдавать предпочтение?

    Рекомендуется выбирать такие виды деятельности, в которых обучающийся занимает активную позицию: мозговой штурм, диспут, обсуждение, решение кейсов и проблемных ситуаций, опыты, исследования, эксперименты, конкурсы, игры (коммуникативные, деловые, интеллектуальные) и т. п.

    Также следует отдавать предпочтение формам работы, стимулирующим двигательную активность: коллективные дела, подвижные занятия, походы, экскурсии, концерты, театральные представления, соревнования, слеты, сборы, творческие акции, трудовые мероприятия и т. д.

    Существует ли единый план внеурочной деятельности?

    Внеурочная деятельность по новым ФГОС включена в основную образовательную программу. Ее план является частью основной образовательной программы и составляется в каждой школе на учебный год с учетом гибкого режима занятий обучающихся.

    Время для реализации внеурочной деятельности определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из потребности обеспечить достижение планируемых результатов реализации ООП на основании запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), а также кадровых возможностей и материально-технических условий.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie