План
проведения информационно-пропагандистских мероприятий по формированию правовой
культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних, обучающихся в МКОУ «Магарская СОШ», в 2023-2024 учебном году
№п/п |
Наименование мероприятия (тематика/формы проведения) |
Сроки проведения |
1. |
Декада противодействия идеологии терроризма и экстремизма Проведение воспитательных мероприятий, направленных на:
|
3 сентября - 13 сентября 2023 |
2. |
Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет Проведение серии мероприятий, направленных на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности обучающихся, на формирование навыков безопасного поведения в сети Интернет. |
22 октября 2023 |
3. |
Неделя мероприятий, приуроченных ко Дню народного единства Проведение мероприятий по формированию у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России; по формированию у подрастающего поколения уважительного отношения ко всем национальностям, этносам и религиям. Проведение занятий по воспитанию патриотизма, культуры мирного поведения, межнациональной (межэтнической) и межконфессиональной дружбы, по обучению навыкам бесконфликтного общения, а также умению отстаивать собственное мнение, противодействовать социально опасному поведению (в том числе вовлечению в экстремистскую деятельность) всеми законными способами |
8 - 13 ноября 2023 |
4. |
Всероссийский День правовой помощи детям |
19 ноября 2023 года |
5. |
Месяц правовых знаний Проведение профилактических мероприятий:
|
20 ноября - 20 декабря 2023 |
6. |
Неделя безопасного интернета «Безопасность в глобальной сети» Проведение мероприятий, посвященных информационной безопасности детей и подростков и повышению их цифровой грамотности. Проведение родительских собраний, на которых необходимо обращать внимание родителей на ограничение доступа детей к информации, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. |
1 февраля - 7 февраля 2024 |
7. |
Месячник медиации Проведение мероприятий, направленных на популяризацию и информирование подростков и их родителей (законных представителей) о возможности профилактики и разрешения конфликтных ситуаций с применением медиативных технологий |
март 2024 |
8. |
Декада Здорового образа жизни Проведение профилактических мероприятий по пропаганде здорового образа жизни. |
4 апреля - 14 апреля 2024 |
9. |
Месячник антинаркотических мероприятий, посвященный Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. Проведение информационно-просветительских мероприятий, направленных на профилактику наркомании и других асоциальных явлений, пропаганду здорового образа жизни. Организация работы с родительской общественностью по вопросам, связанным с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ несовершеннолетними. |
апрель 2024 |
10. |
Единый информационный день Детского телефона доверия Проведение мероприятий:
|
17 мая 2024 |
Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности профилактической работы. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требований, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Правовое воспитание как система и комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание несовершеннолетних приобретает актуальность в 12-16 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Важно, чтобы дети хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения несовершеннолетних.
Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании. Большое влияние на поведение детей «группы риска» оказывает то, что их эмоционально-волевая сфера ограничена, сказывается повышенная неуравновешенность, неадекватность самооценок, недостаточное умение контролировать свои поступки, склонность к подражанию, повышенная внушаемость. Их взгляды нередко складываются под стихийным влиянием микросреды. Следовательно, предупреждение правонарушений несовершеннолетних лежит в осуществлении нравственного воздействия на ребенка в процессе воспитания. Для формирования законопослушного поведения личности необходимо помнить, что данное поведение функционирует на трех уровнях: -
- Когнитивный уровень (знание). Представляет собой правовые знания описательного характера (нормативные, оценочные). Эти знания выражают систему оценочных суждений личности, опирающихся на представления о существе правовой действительности. Ядром этой системы выступают правовые убеждения личности (убежденность в целесообразности и справедливости требования права, в необходимости исполнять предписания правовых норм, соблюдать правопорядок как ценность). В зависимости от возрастных особенностей ребенка, содержание правовых знаний и представлений может быть различно: от элементарных представлений о правилах поведения со взрослыми и детьми (дошкольный возраст), до конкретных знаний законов, защищающих права граждан и обязывающих нести ответственность (к 14 годам). Представленность данного уровня у ребенка можно диагностировать через сформированные представления и знания о правилах и нормах поведения человека в обществе.
- Эмоциональный уровень - эмоциональное отношение личности к своим обязанностям, к необходимости соблюдения правил, законов, прав другого. На этом уровне формируется правовая установка на соблюдение норм права. Эмоциональное сопереживание позитивным и негативным проявлениям людей в различных жизненных ситуациях и отзывчивость являются важнейшими составляющими, мотивирующими законопослушное поведение.
- Поведенческий уровень - проявляется в поступках, действиях личности в различных жизненных ситуациях. Этот уровень включает в себя готовность выполнять правовые требования. Поведенческий уровень наиболее четко проявляет ценностно-правовую ориентацию личности и отражает ее индивидуальное правосознание. Важно отметить, что эти уровни являются взаимосвязанными компонентами, обусловливающими целостное поведение личности, отражающими ее гражданско-правовую позицию. Следовательно, процесс нравственно-правового воспитания человека должен быть ориентирован не на отдельные уровни личности (например, только на знания), а на всю личность человека в целом. Системно-деятельностный подход, направленный на вовлечение несовершеннолетних в активное, совместное обсуждение правовых вопросов, является наиболее эффективным. Такой подход обеспечивают современные воспитательные технологии, а именно:
- Интерактивные технологии (деловые игры, тренинги, дебаты, дискуссии и др.).
- Деловые игры являются одним из наиболее эффективных методов воспитания законопослушного поведения несовершеннолетних. При подготовке к игре педагогу необходимо выбрать тему, наметить проблему, решение которой должно быть найдено в игре, создать условную ситуацию, которая имитирует конкретную деятельность людей и их отношения, определить роли, которые будут выполнять участники игры, разработать документацию, которой будут пользоваться участники игры.
- Тренинги дают возможность участникам получить целый комплекс полезных навыков. Воспитанники могут освоить основы ораторского искусства, чтобы конструктивно общаться. В ходе тренинга педагог должен помочь ребенку ориентироваться в самых сложных и важных для него ситуациях, научить легко находить общий язык со сверстниками, педагогами и родителями, избегать конфликтов и чувствовать себя уверенно в любой ситуации.
- Дебаты на правовую тематику учат несовершеннолетних эффективно отстаивать свою точку зрения, слушать других и уметь вести дискуссию с оппонентом в спокойной, доброжелательной манере.
- Дискуссии на правовые темы помогают воспитанникам узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, научиться преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях, наиболее успешно и точно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность, не только не ущемляя прав и ценности других людей, но и способствует их повышению.
- Технологии арт-терапии, с помощью которых правовое воспитание личности осуществляется средствами искусства: музыкальная, театральная, изотерапия, библиотерапия и др. Арт-терапия обладает множеством очевидных преимуществ. Арт-терапевтическое воздействие происходит естественно и мягко, а подчас и незаметно для самого ребенка. Само по себе творчество автоматически запускает механизмы психики, отвечающие за внутренний мир человека. Тематика воспитательных событий с применением арт-технологий может быть следующая: театрализованное представление «Уроки Фемиды», конкурс рисунков «Права ребенка», конкурс рисунков «Не делай этого!», литературная гостиная «Главные ценности нашей жизни» и др.
- Технология социального проектирования - это деятельность, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение. Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам правового общества, включение их в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих детей. Основные задачи социального проектирования – формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных умений. Тематика социальных проектов, направленных на формирование правовой культуры воспитанников, может быть следующая: «Я имею право!», «Правовая азбука», «Защити свои права», «Человек и закон» и др.
- Технология коллективного творческого дела (КТД). КТД – особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. КТД позволяют создать широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД участники приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, реализуются два важных процесса одновременно – формирование и сплочение коллектива, развитие тех или иных качеств личности. Особенно актуально использование КТД в рамках работы по правовому воспитанию, в ходе которого решаются задачи повышения уровня знаний в области гражданских прав и обязанностей и привития поведенческих навыков, соответствующих ориентаций участников в потоке правовых знаний. ·
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ занимают важное место в жизни общества. При организации правового воспитания несовершеннолетних с использованием ИКТ возможно проведение следующих мероприятий: конкурс социальных роликов или презентаций «Мы хотим жить в правовом государстве!», онлайн викторина «Знатоки права», виртуальная экскурсия «Право и Интернет» и др.
- Кейс-технология (метод конкретных ситуаций). Кейс-технология основана на использовании в воспитательном процессе специально смоделированной или реальной социальной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы. Воспитание законопослушного поведения предполагает осознанное и ответственное соблюдение и выполнение жизненных правил, норм и законов общества. Чем выше уровень такого развития, тем эффективнее способна личность отстаивать свои конституционные права и ответственно выполнять свои права и обязанности. Целенаправленное освоение подрастающим поколением нравственных норм и ценностей, являющихся основой становления сознательного члена общества, создаст необходимые условия для освоения форм законопослушного поведения. В процессе специально организованной работы общество получает нравственно устойчивую личность, социально активного, в правовом и общекультурном плане грамотного и законопослушного гражданина государства. В тоже время высокий уровень нравственного развития помогает ребенку ориентироваться в сложных социально-экономических проблемах, разбираться в общественнополитической жизни страны, имея свое мнение и отстаивая собственную позицию, ориентируясь при этом на внутренние нравственные ценности, в соответствии с которыми живет человек.